В Конвенции нет требования о введении программы полового образования в начальных классах: разъяснение Министерства юстиции относительно видеообращения председателя Палаты адвокатов Ара Зограбяна

21/05/2020

Министерство юстиции высоко ценит замечания юридического сообщества относительно Конвенции СЕ "О защите детей от половой эксплуатации и насилия полового характера" (Конвенция Лансароте).

Вновь подтверждаем нашу готовность обращаться ко всем замечаниям и беспокойствам не только в официальных посланиях, но и в открытых общественных обсуждениях лицом к лицу. 

Таким образом:

1.     Говоря о "закулисной ратификации без общественного обсуждения", следует отметить, что внутригосударственный процесс каждой конвенции, требующей ратификации, − одинаков и предполагает получение мнений, заключений компетентных органов, одобрение предложения о ратификации на заседании Правительства, постановление Конституционного суда, обсуждение и заключение в головной комиссии Национального Собрания, обсуждение и голосование на пленарном заседании.

Все указанные действия в случае Конвенции Лансароте были публичными, документы доступны на сайтах всех компетентных органов, кроме того, заседания и Конституционного суда, и головной комиссии Национального собрания, и пленарные заседания транслировались в онлайн-режиме.

Кстати, господин Зограбян участвовал в заседании Постоянной комиссии по защите прав человека и общественным вопросам, в ходе которого Комиссия единогласно представила положительное заключение по вопросу ратификации, но конечно же господин Зограбян не присутствовал на обсуждении Конвенции. Подробности в видеоматериале (с 4:03:05 минуты, https://www.youtube.com/watch?v=-r7R9foO_Hc&feature=youtu.be&fbclid=IwAR09PAFvd-OruJ43yIotZXQLBa-sStqJ1e5c2ImQgLPQxcrIYWneBsNqQsg).

Так или иначе, в случае конвенций обсуждения на национальном уровне ведутся относительно присоединения (подписание, ратификация) или неприсоединения к ним, а не внесения изменений в их тексты. Считаем, что предложенные господином Зограбяном обсуждения в основном касаются вопросов имплементации положений Конвенции, по которым ни одно ведомство по-видимому не отказалось от обсуждений с привлечением компетентных ведомств. Поэтому все еще впереди.

2.     Об "обнаруженном" документе

Господин Зограбян и другие докладчики отмечают документ с формулировкой "Европейские стандарты полового образования", который каждый может найти путем простого поиска в системе "Google". Этот документ является рекомендацией для разработчиков политики, составленной экспертами 19 различных сфер.

Конечно, докладчики не указывают ни одной европейской страны, где применяется упомянутый "стандарт". С тем же успехом можно найти подготовленный какими-либо экспертами документ, касающийся любой сферы, и утверждать, что он является стандартом для государственной политики в данной сфере, и связать его с какой-либо конвенцией.

 

3.     Конвенция Лансароте и половое образование

В ходе общественного обсуждения, процитированного в видеообращении господина Зограбяна, было четко отмечено (6:15 минут, https://www.youtube.com/watch?v=5C5zRFCPWbM), что Конвенция Лансароте не устанавливает стандартов полового образования и в целом нацелена на защиту детей от половой эксплуатации и насилия полового характера, поэтому в этом смысле предотвращение имеет важное значение.

В качестве средства предотвращения подобных преступлений в статье 6 Конвенции отмечается, что в соответствии с возможностями зрелости и восприятия детей родители и педагоги на уровне начального и среднего образования должны в сотрудничестве информировать их о таких рисках и средствах самообороны.

В статье 6 Конвенции в частности отмечается: "Эти сведения, предоставленные в сотрудничестве с родителями, в случае необходимости должны быть представлены в более широком контексте сведений о вопросах полового характера, и особое внимание должно уделяться опасным ситуациям, особенно в связи с использованием новых информационных и коммуникационных технологий".

В указанном пункте объяснительного доклада говорится, что предоставление сведений о половой эксплуатации или насилии полового характера вне общего полового контекста может вызывать недопонимание у детей. Поэтому предоставляемые сведения о подобных опасностях должны быть представлены в общем контексте полового образования. Следует также обратить внимание на то, чтобы эти сведения не оказывали отрицательного влияния на отношение детей к взрослым.

В том же объяснительном докладе в контексте этого вопроса также отмечается, что в целом воспитание детей по вопросам полового характера и опасностям, связанным с половой эксплуатацией или насилием полового характера, в первую очередь является обязанностью родителей (пункт 58), кроме того, отмечается, что указанные сведения о рисках не обязательно должны составлять часть учебной программы, а могут предоставляться в неофициальном образовательном контексте (пункт 60).

 

Иными словами, согласно Конвенции:

-       разговоры с детьми и их воспитание касательно половых вопросов и рисков насилия являются первичной обязанностью родителей, и в сотрудничестве с педагогами подобное воспитание может быть эффективным;

-       не обязательно, чтобы сведения об опасностях полового насилия, а также средствах самообороны стали формальной образовательной программой;

-       наиболее важно, чтобы эти сведения предоставлялись детям по мере необходимости, в наиболее широком контексте сведений по вопросам полового характера − в соответствии с их возрастом, зрелостью и способностью восприятия.

Следовательно, в Конвенции нет требования о введении программы полового образования в начальных классах. Что касается так называемых "европейских стандартов", которые, как выяснилось, являются экспертной рекомендацией для государств, то для того, чтобы рассеять обеспокоенность, повторно опровергаем и их связь с Конвенцией, и возможность их применения в нашей стране.

 

4.     О замечаниях

Все конвенции Совета Европы содержат объяснительные доклады, а Конвенция Лансароте не является исключением, и упоминание в этом контексте Стамбульской конвенции не приуменьшает важности прав, защищаемых по этим двум конвенциям. Важно также то, что господин Зограбян неоднократно заявлял, что, и как адвокат, и как человек он против какого-либо насилия в отношении какого-либо лица, независимо от качеств этого лица.

Уверены, что в ближайшее время не будет недостатка в обсуждениях вопросов полового воспитания с лицами, ответственными за государственную политику в сфере образования, педагогами, психологами и социальными работниками, следовательно, как отмечал господин Зограбян в своей речи, "предоставим этот вопрос профессионалам" и ограничимся юристами при констатации факта, что конвенция Лансароте не требует ни введения полового воспитания (что действительно является важной задачей), ни специальной программы полового образования, ни тем более какого-либо "стандарта".